Аэропорту быть?

Нет более важной проблемы для костомукшан, чем проблема транспортной недоступности города. Даже знаменитый «квартирный вопрос» не стоит перед горожанами столь остро, как невозможность быстро и комфортно добраться до Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Архангельска или Мурманска – крупных и наиболее значимых для нас региональных центров.

Вот такие пассажирские самолеты АН-28 летали в Костомукшу в 2012 году

Подпись к фото: Вот такие пассажирские самолеты АН-28 летали в Костомукшу в 2012 году

Сегодня у жителей округа выбор транспорта невелик: поезд ходит только два раза в неделю. Да, каждый день курсируют автобусы, жаль только, что по уровню безопасности и комфорта они оставляют желать лучшего. Эту проблему могло бы решить регулярное авиасообщение между Костомукшей и «большой землей».

Есть проблемы, решения которых ждут годами. Ситуация с костомукшским аэропортом одна из таких. Ещё в 80-е годы прошлого века в молодой город горняков были рейсы из Москвы, Петербурга и Петрозаводска. Затем наш аэропорт был закрыт и долгое время простаивал.

Новая надежда появилась в 2011 году, когда предыдущий хозяин – АО «Карельский окатыш» – в здании воздушного вокзала сделал дорогостоящий ремонт; закупил специализированную технику: топливозаправщик, метеостанцию, сканер для багажа и многое другое, были вложены немалые средства и в обучение специалистов. Только на эти меры руководство комбината затратило почти 106 миллионов. Аэропорт стали активно использовать в качестве транзитного узла, способного принимать самых почётных гостей. К примеру, в том же году через Костомукшу в Архангельск летал Глава Монако – принц Альберт.

В 2012 году в костомукшский аэропорт после многолетнего перерыва вновь начали прибывать рейсовые самолёты из Петрозаводска и Санкт-Петербурга, но счастье длилось недолго – спустя примерно год их отменили. Через некоторое время наш аэропорт сменил статус на «посадочную площадку», а вскоре почти всё оборудование передали новому владельцу – петрозаводскому аэропорту «Бесовец».

И спустя годы не смолкают разговоры о возобновлении авиасообщения. Изредка проводятся встречи с неравнодушными горожанами и заседания профильных комиссий, составляются подробные протоколы, масштабные программы. К примеру, проект реконструкции был включен в комплексный инвестиционный план развития моногорода Костомукша до 2020 года. К сожалению, пока он остаётся только на бумаге…

Прорыва не ждали и от собрания, состоявшегося на прошлой неделе, 1 июня, в Баренц бизнес-центре. К счастью, вышло по-другому.

Инициатором дискуссии стал местный житель и энтузиаст «авиадела» Сергей Баташов. Среди участников были депутат Заксобрания РК Максим Воробьев, председатель горсовета Виктор Сахнов, первый заместитель Главы администрации Сергей Новгородов, специалисты муниципалитета, сотрудники городских СМИ, костомукшане.

Тон разговору задал Сергей Баташов, он убедительно рассуждал о необходимости возобновить полёты. «Когда-то Костомукша носила почётное звание «ворот в Северную Европу», была неофициальной столицей Еврорегиона Карелия, – вспоминал Сергей Васильевич. – Сегодня без наличия современного транспорта нельзя рассчитывать на приход инвестиций. Не будем забывать, что существует и постоянная угроза потерять международный статус пункта пропуска «Люття – Вартиус». А это неизбежно произойдёт, если пассажиропоток продолжит падать. Не вернём в Костомукшу авиасообщение, и о развитии можно забыть», – заключил Сергей Васильевич.

Сергей Баташов

Подпись к фото: Сергей Баташов

С последней фразой не согласился Максим Воробьев: «У Костомукши есть будущее. Конечно, то, насколько благополучным оно будет, зависит, в том числе и от наличия авиасообщения».

После чего слово взял бывший директор аэропорта Анатолий Брилько: «Только на удлинение взлётно-посадочной полосы на 750 метров придётся потратить сотни миллионов рублей, а ведь нужно заново закупить всё вывезенное ранее оборудование», – пояснил Анатолий Викторович.

Высказался и Виктор Сахнов: «У идеи возобновить полёты нет противников, копий по этому вопросу уже никто не ломает. Думаю, все горожане сознают, как важно вновь запустить аэропорт, но сначала нужно найти инвестиции».

Все участники встречи согласились с доводами Сергея Васильевича

Решение и план действий нашлись неожиданно: Анатолий Брилько заговорил о том, что на сегодня существует возможность принимать в Костомукше частные и чартерные самолёты. Но, как полагают руководители аэропорта «Бесовец», площадку использовать нецелесообразно ввиду того, что полёты в наш город нерентабельны. После чего Максим Воробьев поддержал идею начать работу по поиску компромиссного решения и возобновлению рейсов в город, пусть и нерегулярных.

Если хотя бы этот пункт будет выполнен, и площадка вновь начнёт принимать воздушные судна, появится смысл запрашивать возвращение статуса аэропорта. Потом можно запустить регулярные рейсы, а затем и обращаться за выделением федеральной субсидии на удлинение взлётной полосы.

Решили продолжить обсуждение этой темы в июле во время визита врио Главы республики Артура Парфенчикова и его первого заместителя Александра Чепика в наш город.

В целом встреча закончилась на позитивной ноте, был определён ряд конкретных и, главное, выполнимых мер, которые, будем надеяться, в обозримом будущем позволят вернуть в город авиасообщение.

На встрече побывала Татьяна Соловьева, фото Ирины Кузнецовой

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter