15 марта – горячая линия Роспотребнадзора

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, девизом 2024 года станет название – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики - банкинга, ретейла, медицины и промышленности.

Что такое искусственный интеллект? Искусственный интеллект или ИИ определяется, как набор программных алгоритмов, позволяющий имитировать ряд функциональных возможностей человеческого мозга в динамической вычислительной среде. Алгоритмы искусственного интеллекта используют несколько технологий, которые позволяют машинам ощущать, понимать, планировать, действовать и учиться, подобно тому, как это делают люди.

Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, в Роспотребнадзоре обеспокоены тем, что его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности. В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

В центре внимания алгоритмы искусственного интеллекта, используемые для создания нового контента (генеративные чат-боты ИИ), которые уже давно применяются в сфере обслуживания и поддержки клиентов.

По мере того как чат-боты стали набирать популярность у обычных людей, ими стали пользоваться и мошенники. Например, они взламывают легитимные чат-боты различных компаний и организуют рассылку-опрос, с помощью которой собирают личную информацию: номера телефонов, геопозицию и т.д. Также хакеры могут создавать собственные чат-боты, что придает фишинговому сайту большую правдоподобность, — люди доверяют чат-ботам и не подозревают, что «сливают» им свои данные.

Для того чтобы не стать жертвой мошенников, использующих чат-боты, эксперты советуют соблюдать простые правила безопасности:

  • не распространять информацию о себе, особенно финансовую, нигде, кроме официальных приложений банков и сайтов. Если чат-бот в мессенджере запрашивает какие-то конфиденциальные данные – не стоит их сообщать;
  • не добавлять чат-боты в группы в мессенджерах. Это можно делать только с теми ботами, которые уже давно на рынке и разработаны крупными компаниями, — в них, как правило, уделяется большое внимание безопасности, поэтому взломать их хакерам намного сложнее;
  • осторожно относиться к чат-ботам, которые работают бесплатно либо созданы для поиска, например, фильмов или книг. С помощью таких ботов злоумышленники могут собирать личную информацию, а также использовать их для различных спам-рассылок.

В рамках Всемирного дня прав потребителей территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском и Калевальском районах 15 марта 2024 года с 10:00 до 16:00 будет проводиться «горячая линия» для потребителей по вопросам защиты их прав и законных интересов. Консультацию можно получить по телефонам территориального отдела в г. Костомукша: 8 (81459) 5-16-67 и в пгт. Калевала: 8 (81454) 4-18-39.

Также напоминаем, что на территории г. Костомукша осуществляет работу консультационный пункт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», который проводит консультирование граждан по вопросам приобретения товаров, оказания услуг ненадлежащего качества, оказывает помощь в составлении претензий, исковых заявлений в суд и т.д. Телефон консультационного пункта: 8 (81459) 5-19-49, консультации граждан проводятся по адресу: г. Костомукша, ул. Звездная, д. 23.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter