Саморегулируемая организация арбитражных управляющих

Возникновение и формирование саморегулируемых организаций в России является следствием появления необходимости замены «старых» институтов государственного планирования новыми социальными институтами, такими, как «предпринимательство», «частная собственность».

В рамках несостоятельности (банкротства) саморегулируемая организация представляет собой некоммерческую организацию, которая основана на членстве арбитражных управляющих, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

В средствах массовой информации неоднократно размещалась информация о полномочиях Росреестра и его территориальных органах в части осуществления ими контрольных и надзорных функций за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций последних.
В связи с существенными изменениями законодательства по осуществлению указанных функций Управление Росреестра по республике утратило возможность проведения административного расследования в отношении арбитражных управляющих на основании жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Формой рассмотрения обращений такого рода является их перенаправление в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой является тот или иной арбитражный управляющий, для последующего проведения проверки его деятельности по фактам, изложенным в обращении. Наряду с этим, Управление осуществляет контроль за своевременностью проверки саморегулируемой организацией арбитражных управляющих таких обращений и представлению заявителям ответов.

Данная статья посвящена вопросу, имеющему большое значение для граждан, чьи права нарушены в период проведения процедур банкротства, а именно, порядку применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении ее членов, допустивших нарушения требований законодательства.

Для обеспечения и реализации указанного права саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана сформировать орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

Как правило, дела о дисциплинарных нарушениях рассматриваются Дисциплинарным комитетом саморегулируемой организации, которые формируются в соответствии с внутренними документами организации.

Основной целью и главной задачей дисциплинарного производства является принятие правильного решения по дисциплинарному делу, исключающего, с одной стороны, привлечение к дисциплинарной ответственности невиновного, с другой стороны, обеспечивающего надлежащую и обязательную в соответствии с законом защиту прав и законных интересов лиц, поставленных под угрозу в результате нарушения порядка профессиональной деятельности последнего.

Здесь хотелось бы обратить внимание на тот факт, что не будут даны ответы по существу вопросов на обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, различные угрозы и если в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.

По общему правилу, дело о дисциплинарном нарушении подлежит рассмотрению в срок не более одного месяца со дня вынесения председателем дисциплинарного комитета решения о возбуждении дисциплинарного производства.

Данный месячный срок способствует оперативному рассмотрению дисциплинарных дел и обеспечению оперативного получения доказательств совершения членами саморегулируемых организаций дисциплинарных нарушений "по горячим следам". Кроме того, он предотвращает волокиту в рассмотрении дисциплинарных дел и задержки в организации заседаний дисциплинарных комитетов.

Разумеется, срок рассмотрения дисциплинарных дел в один месяц является общим и может быть приостановлен при наличии экстраординарных обстоятельств, но не более чем на два месяца. К разряду вышеназванных исключительных обстоятельств может относятся проведение экспертизы и любые другие, заслуживающие внимания, обстоятельства. В связи с этим, если дисциплинарный комитет посчитает необходимым, он может допустить нахождение в его производстве дисциплинарного дела с учетом характера его сложности и совокупности представленных доказательств в течение трех месяцев.

Следует отметить, что при возбуждении дисциплинарного производства по заявлению гражданина возникает проблема в виде очевидного неравенства сторон в возможностях представления доказательств по делу. Например, лицо, права и законные интересы которого были нарушены, может не обладать специфическими познаниями в вопросах действующего законодательства. В данном случае при проведении дисциплинарного производства существенным будет являться содержание поступившего письма и представленные с ним документы.

Обращаем внимание граждан, что текст обращения должен не только поддаваться прочтению, но и содержать следующую информацию: фамилию гражданина, написавшего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, наименование предприятия-должника, данные арбитражного управляющего.

По итогам рассмотрения материалов дисциплинарного производства и полученных доказательств Дисциплинарным комитетом может быть принято решение о применении к арбитражному управляющему меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарного взыскания) или об отказе в привлечении арбитражного управляющего к дисциплинарной ответственности и прекращении дисциплинарного производства. В некоторых саморегулируемых организациях предусмотрено, что в случае совершения действий, содержащих формальные признаки дисциплинарного проступка, однако в силу малозначительности (то есть при отсутствии существенной угрозы охраняемым законным правам и интересам третьих лиц) не представляет опасности, последний не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а дисциплинарное производство подлежит прекращению. Вместе с тем, обязанность доказывания малозначительности нарушения несет лицо, в отношении которого ведется дисциплинарное производство.

Необходимо отметить, что порядок обжалования решений о применении мер дисциплинарного воздействия, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях практически не регламентирован. Решения о применении мер дисциплинарного воздействия, могут быть обжалованы как в Совет саморегулируемой организации, так и в арбитражный суд, а для решений, вынесенных Советом или Общим собранием членов саморегулируемой организации, возможен только судебный порядок обжалования.

В заключении хотелось бы отметить, что саморегулируемые организации арбитражных управляющих как инструмент контроля позволяют обеспечить реальную защиту прав и интересов кредиторов, должников и арбитражных управляющих, а также государства в целом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter