Вековой юбилей архивной службы

Сегодня, 1 июня, исполнилось 100 лет государственной архивной службе России, деятельность которой началась с декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела». Все архивные документы объявлялись собственностью государства, общенародным достоянием, охраняемым законом, также был образован самостоятельный орган управления архивным делом.

Фото с сайта pixabay.com

Декрет впервые законодательно объединил всю созданную правительственными учреждениями документацию за дореволюционный период. Губернские фонды, национализированные частные, церковные и прочие архивы образовали единый государственный фонд.

В июне текущего года отмечается и столетие государственной архивной службы Карелии, которая была создана в июне 1918 года с организации подотдела архивов при Олонецком губернском наркомате просвещения. За этой юбилейной датой – богатая событиями история. За 100 лет усилиями нескольких поколений архивистов республики выполнен большой объем работ по приему документов – бесценных свидетельств истории развития нашего края, сохранению богатого комплекса источников. На основе архивных документов ведутся научные исследования, пишутся монографии, книги, организуются тематические выставки и радиопередачи. Архивисты ведут активную работу по сохранению, комплектованию и использованию исторического наследия региона. Сегодня архивная отрасль Карелии включает в себя Национальный архив и 18 различных по виду и правовому статусу архивных учреждений муниципальных образований республики, а также архивы организаций и предприятий.

Но и спустя столетие главной задачей архивов является сохранность документов, имеющих историческую, научно-политическую ценность. Это утверждение справедливо и для нашего муниципального архива. Сегодня в его хранилищах находятся документы 123 фондов, почти 15 тысяч дел. Все они – бесценные источники, рассказывающие о жизни города, о развитии народного образования, культуры и спорта. К особо ценным «экспонатам» относятся документы фонда исполкома Костомукшского поселкового Совета – уникальным свидетельствам того, как из поселка вырос наш город.

В фондах хранится документы по личному составу, управленческая документация. Сотрудники создают необходимые условия для сохранности этих важных бумаг, выполняют комплекс мероприятий по недопущению случаев их утраты, занимаются улучшением физического состояния дел за счет их подшивки и ремонта, по мере необходимости меняют ярлыки на связках и коробах. И все же залогом сохранности документов является прочная материально-техническая база, поэтому в этом году запланирован ремонт архивохранилищ, приобретение новых стеллажей.

Когда в период неспокойных «90-х» массово закрывались предприятия и учреждения, в архивы страны большим потоком стали поступать документы по личному составу этих организаций. Не явился исключением и наш муниципальный архив. Специалистам необходимо было не только принять тысячи документов, но и упорядочить их для дальнейшего использования. На данный момент на хранении находится около 9 000 дел по личному составу, благодаря которым тысячи людей подтвердили своё право на пенсию. С каждым годом количество запросов социально-правового и имущественного характера от физических и юридических лиц только увеличивается. В текущем году уже поступило почти 500 таких заявлений. Исполнение и составление справки – дело трудоёмкое, ведь данные о стаже и зарплате приходится искать не простым нажатием мышки компьютера, а просмотреть большой объём документов и за несколько лет. Особенно сложно, если заявители при потере трудовой книжки не помнят, где и когда работали.

Фонды архива постоянно пополняются новыми документами. Несомненный интерес представляют фонды личного происхождения. Начата работа по сбору документов первого председателя горисполкома Геннадия Николаевича Лазарева. Людмила Семеновна, вдова Геннадия Николаевича, любезно передала трудовую книжку, дипломы, удостоверения, фотографии.

Документы личного происхождения значительно расширяют наши познания о людях, вложивших свои труд и талант в становление и развитие нашего города. Муниципальный архив просит жителей города откликнутся и помочь в пополнении его фондов. Документ любого исторического периода имеет большую научную и социальную ценность, которая с течением времени только возрастает. С помощью первоисточников, хранящихся в архивах, мы узнаём о событиях давних лет. Также потомки увидят нас через призму сегодняшних кажущихся незначительными свидетельств эпохи: афиши, программки, объявления, письма… Архив – это то, что останется от нашей жизни в завтрашнем дне.

В юбилейный год руководство Росархива ставит перед своими специалистами, а, следовательно, и перед нами, в качестве приоритетных задач расширение доступа к архивным документам и создание комфортных условий для пользователей. Значит, есть к чему стремиться!

 Заведующая муниципальным архивом Марина Николаева

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter