Итоги форума

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БИЗНЕСА


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Международного Форума
«НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БИЗНЕСА»

01 октября 2019 года на территории монопрофильного муниципального образования «Костомукшский городской округ» Республики Карелия состоялся III Международный форум «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БИЗНЕСА».

В работе Форума приняли участие:

Со стороны Финляндии:

  • Генеральный директор Восточного офиса Финляндии,  мистер Илка Салонен;
  • Генеральный консул Финляндии в г. С-Петербург, мисс Анне Ламмила;
  • Главы региональных союзов Финляндии: 

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов   Эса Халме — совет региона  Тампере;

Руководитель  Регионального союза муниципалитетов  Матти Вийалайнен- региональный  совет Южной Карелии;

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов  Пентти Мякинен — региональный совет Южного Саво;

Директор по развитию Матти Липсанен — совет муниципалитетов региона Хяме;

Руководитель  Регионального союза муниципалитетов  Пентти  Малинен – региональный  совет Кайнуу;

Руководитель  Регионального союза муниципалитетов  Юрки Кайпонен  — региональный совет  Центральной   Остроботнии;

Руководитель  Регионального союза муниципалитетов  Яакко Миккола –  совет  региона Кюменлааксо;

Директор по планированию Antti Saarteenoja -Региональный совет Южной   Остроботнии;

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов   Мика Риипи — Региональный совет Лапландии;

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов   Ристо Поутиайнен — региональный совет Северной Карелии;

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов   Паули Харью —  совет  региона Оулу;

Директор по планированию Паула Куик Региональный совет Северное – Саво;

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов   Кай Суомела – региональный совет Остроботнии;

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов   Лаура Леппанен- региональный совет Пайят-Хяме;

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов   Аско Аро-Хейниля — совет региона Сатакунта;

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов   Осси Саволайнен – совет региона Хельсинки-Уусимаа;

Руководитель  Регионального  союза муниципалитетов   Кари Хякямис — совет региона Юго-Западной Финляндии;

Заместитель управляющего директора Тимо Рейна —  ассоциация местных и региональных властей Финляндии;

Менеджер Региональной администрации Йоханна Виита — ассоциация местных и региональных властей Финляндии;

Мэр города — Тютти Мяатта — город побратим  Кухмо; Исполнительный помощник Салли Микконен —  региональный  союз Кайнуу.

Со стороны Республики Карелии:

  • заместитель Премьер-министра Правительства Республики Карелия по вопросам экономики Родионов Дмитрий Андреевич;
  • представитель МИД России в г. Петрозаводск Безбережьев Сергей Викторович;
  • первый заместитель Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия Свидская Янина Сергеевна;
  • первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия Павлов Алексей Николаевич;
  • депутат Законодательного собрания Республики Карелия, генеральный директор АО «Карельский Окатыш» и АО «Олкон» Воробьев Максим Александрович;
  • глава Костомукшского городского округа Бендикова Анна Владимировна.

А также, представители Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелии, администрации Костомукшского городского округа, представители организаций Республики Карелии по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, представители деловых структур, предприятий и предприниматели, представители научного сообщества, руководители моногородов, эксперты и зарубежные партнеры.

Участники Форума обсудили перспективы и механизмы дальнейшего укрепления экономического сотрудничества между Финляндией и Республикой Карелия, всестороннее рассмотрели вопросы развития северных муниципальных образований Карелии при вхождении в Арктическую зону, транспортного коридора через международный пункт пропуска «Люття», перспективы развития процедур таможенного оформления между Российской Федерацией и Европейским Союзом, конкурентные преимущества территории опережающего развития «Костомукша», меры государственной поддержки бизнеса, применение «зеленых» технологий в производстве и городской среде. 

Пленарная дискуссия в рамках Форума прошла при участии и под руководством заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия по вопросам экономики Д.А. Родионова. Выступая перед участниками форума с докладом «Об инвестиционном потенциале Республики Карелия и создании условий для ведения бизнеса» заместитель премьер-министра Правительства РК по вопросам экономики Дмитрий Родионов отметил, что проведение международного форума «Новые возможности бизнеса» нужно сделать традиционным и приравнять к знаковым деловым республиканским событиям для бизнеса и власти.

Д.А. Родионов и другие участники Форума выразили уверенность в том, что сегодняшний диалог между представителями органов власти и бизнес-сообществ с обеих сторон границы в рамках Форума послужит практической основой для подготовки и дальнейшей реализации многоплановых бизнес-проектов и мероприятий с участием деловых кругов из Финляндии и Республики Карелия.

В рамках Форума были организованы круглые столы по направлениям:

«Логистические возможности северных территорий» (новые возможности северных муниципальных образований Карелии при вхождении в Арктическую зону; международный пункт пропуска «Люття» и автомобильная дорога Кочкома-Костомукша-Госграница как часть транспортно-логистического коридора между странами Европы и Республикой Карелия, Мурманской и Архангельской областями);

«Устойчивое экономическое развитие территории» (особенности инновационной экономики региона; меры государственной поддержки бизнеса в Республике Карелия, в том числе в моногородах; конкурентные преимущества ТОР «Костомукша»; инвестиционно-привлекательные площадки Костомукши и Карелии, знакомство с опытом территорий, имеющих статус ТОСЭР);

«Зеленые технологии – потенциал для привлечения инвестиций» (применение «зеленых» технологий в производстве, раздельный сбор и переработка мусора, развитие аквакультуры, высокотехнологичное производство без ущерба для окружающей среды, городские энергосберегающие технологии).

Итоги круглого стола «Логистические возможности северных территорий»

Участники круглого стола констатировали:

  • Северные муниципальные образования Республики Карелия полностью соответствуют особенностям Арктической зоны Российской Федерации. Вхождение в Арктическую зону открывает новые возможности для социально-экономического развития территорий и появления совместных проектов между Финляндией и Республикой Карелией.
  • Взаимовыгодное двустороннее сотрудничество невозможно без международного пункта пропуска, отвечающего требованиям современной экономической действительности. МАПП «Люття» был открыт в 1997 году, в настоящее время грузовой терминал пункта пропуска МАПП «ЛЮТТЯ» фактически загружен почти в два раза выше, чем нормативная пропускная способность.

Со стороны Финляндии для улучшения пропускной способности Таможенного поста Вартиус уже начата реализация ремонтного проекта. Будет организована дополнительная полоса на выезд (одна полоса – груженный транспорт, одна полоса – пустой транспорт), расширена площадка для таможенного контроля, реконструировано главное здание таможенного поста с добавлением одной точки на выезд. Крупные изменения в декларирование, переход на электронную форму уже в 2019 году. Работы, связанные с главным зданием Таможенного поста и некоторые работы, связанные с полосами движения будут производиться осенью 2019 года. Основные работы с полосами движения, в частности асфальтирование будут выполнены в 2020 году. В целом, в 2020 году – новое распределение линий движения, новое асфальтовое покрытие.

С российской стороны направлены предложения в Министерство транспорта Российской Федерации по увеличению пропускной способности Таможенного поста МАПП «Люття».

Участники круглого стола подчеркнули, что при реализации в 2019-2020 годах ремонтного проекта со стороны Финляндии целесообразно работы по реконструкции МАПП «ЛЮТТЯ» с российской стороны провести в эти же сроки.  

  • Федеральной таможенной системой России проводится планомерная работа по сокращению административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, устранению логистических ограничений при ввозе и вывозе товаров. Одним из способов является реализация потенциала, заложенного в институт уполномоченного экономического оператора. Его основное содержание — внедрение системы упрощений при совершении таможенных операций для бизнеса, отвечающего определенному набору критериев. На территории Костомукшского городского осуществляют деятельность предприятия, являющиеся крупными участниками внешнеэкономической деятельности. У предприятий появилась возможность для проработки вопроса о целесообразности включения в реестр уполномоченных экономических операторов для использования ими специальных таможенных упрощений.
  • Актуальность создания глобальных центров хранения и обработки данных на северных территориях и в Арктике. Основным преимуществом этих проектов является охлаждение за счет климатических условий, дающее практически 40% снижение стоимости  при эксплуатации ЦОДа.

Участники круглого стола поддержали проект создания глобального Центра хранения и обработки данных на базе отечественных твердотельных систем хранения на территории Костомукшского городского округа. Подчеркнули, что одним из аргументов создания Центра может послужить наличие на территории оптоволоконного канала связи, проложенного между Финляндией и городом Костомукша в рамках международного проекта с участием компании Телесонера. В настоящее время оптоволоконный канал связи не загружен, используется тремя крупными предприятиями города.

Итоги круглого стола «Устойчивое экономическое развитие территории»

Участники круглого стола констатировали:

  • В современном мире экономике приходится становиться инновационной и креативной. Цифровая инновационная экономика и высокие технологии предоставляют новую занятость людям различных компетенций.
  • Заслушав практический опыт развития территорий опережающего социально-экономического развития «Кировск» и «Кондопога», подтвердили, что статус территории позволяет развивать новые предприятия и отрасли, открывать новые рабочие места.

Вместе с тем, отметили о необходимости пересмотра «входных параметров» для становления резидентом ТОСЭР. В частности предложить исключить ограничение в отношении предприятий, работающих и имеющих производственные мощности в моногороде по созданию в первый год после включения в реестр резидентов рабочих мест не менее среднесписочной численности за последние три года. Пересмотреть ограничения на сферу деятельности резидентов ТОСЭР, в особенности в отношении включения в ОКВЭД для ТОСЭР it-сектора.

  • Отметили широкий спектр действующей государственной поддержки малого бизнеса и инвестиционной деятельности в Республике Карелия. При этом предложили рассмотреть возможность реформирования системы поддержки и налогообложения малого и среднего бизнеса для того, чтобы система позволяла бизнесу расти и развиваться. В настоящий момент предприятия сообщают о выгоде оставаться малым бизнесом.
  • Поддержали создание и запуск трансграничного онлайн-сервиса  для более эффективного принятия инвестиционных решений (инвестиционного навигатора) в рамках международного проекта ENI CBC Karelia КА-4032 «Трансграничный инвестиционный навигатор для моногородов».
  • На примере опыта работы Агентства Городского Развития города Череповца Вологодской области констатировали, что в развитии социального предпринимательства заложен не только большой потенциал, но и развитие данного сектора является инструментом социально-экономического развития территории через создание благоприятных условий жизни наших граждан и решения социальных проблем.
  • В ходе дискуссии предложили рассмотреть возможность создания технопарка или иной научно-технологической базы на территории Костомукшского городского округа для ответа на существующие потребности и развития приграничного сотрудничества.

Итоги круглого стола «Зеленые технологии – потенциал для привлечения инвестиций»

Участники круглого стола констатировали:

  • Происходит истощение природных ресурсов и требуются незамедлительные меры по противодействию этому процессу. Один из действенных путей – развитие циркулярной экономики и мер по предотвращению образования отходов.
  • Россия вместе с другими странами активно движется в этом направлении, однако требуются корректировки на маршруте, то есть подбор наиболее оптимальных технологий исходя из особенностей конкретной ситуации. Например, в Финляндии в целом отказываются от интенсивной добычи торфа, а вот в условиях Костомукши это топливо может стать хорошим дополнительным источников энергии. Или – иловые осадки, компостирование которых, например, в условиях Петрозаводска, может быть наиболее оптимальной технологией.
  • Карелия также находится в тренде мировых событий в области обращения с отходами. В ряде случаев даже обгоняет другие российские и европейские регионы. Например, территориальная схема обращения с ТКО предусматривает отказ от сжигания в пользу раздельного сбора, сортировки и развития инновационных технологий переработки органики.
  • При развитии территориальной схемы в Карелии важно учитывать местные особенности, например, малонаселенность и удаленность некоторых территорий, локальные особенности развития системы обращения с отходами (как в Костомукше, где работает другая схема, не предусматривающая наличия контейнеров).
  • Развитие бизнеса в области обращения с отходами, реализация мер его поддержки (что делается, в том числе на республиканском уровне), развитие современных информационных технологий и международного сотрудничества – важные приоритеты.
  • При реализации инициатив по обращению с отходами важно уделять внимание вопросам повышения экологической ответственности, воспитания детей и молодежи.
  • Заключенное в рамках работы круглого стола соглашение о сотрудничестве по развитию биосферного резервата Метсола ЮНЕСКО – яркий пример взаимодействия власти, бизнеса, и природоохранного сообщества.

Форум в очередной раз подтвердил статус актуальной деловой площадки Республики Карелия, нацеленной на развитие деловых контактов, взаимовыгодных партнерских отношений, презентацию значимых инновационных и инвестиционных проектов, проведение открытого конструктивного диалога ведущих представителей государственных структур и бизнеса по широкому кругу современных вопросов экономического развития.

По итогам Форума участники Форума для повышения потенциала делового сотрудничества между Финляндией и Республикой Карелии, для улучшения условий ведения бизнеса считают целесообразным:

1) рекомендовать Министерству экономического развития и промышленности Республики Карелия с участием заинтересованных министерств и ведомств:

  • Направить в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики обосновывающие материалы по включению Костомукшского городского округа, Калевальского национального района и Сегежского муниципального района в состав Арктической зоны Российской Федерации;
  • Обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации с предложением по разработке Плана мероприятий по комплексному развитию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Республики Карелии, на 2020 год с включением в План проекта по реконструкции МАПП «ЛЮТТЯ»;  
  • Поддержать инициативу Петрозаводского государственного университета, директора Наноцентра А.С. Штыкова по созданию глобальных центров хранения и обработки данных на базе отечественных твердотельных систем хранения на территориях Севера и Арктики РФ, в том числе с реализацией проекта по созданию Центра хранения и обработки данных на территории Костомукшского городского округа;
  • Расширить меры финансовой поддержки, оказываемые Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия в виде субсидий, в частности по субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования поддержать все виды экономической деятельности, по субсидии на компенсацию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) не исключать из возмещаемой суммы авансовый платеж.

2) рекомендовать Министерству природных ресурсов Республики Карелия с участием заинтересованных министерств и ведомств:

  • При развитии территориальной схемы в Карелии учитывать местные особенности, например, малонаселенность и удаленность некоторых территорий, локальные особенности развития системы обращения с отходами (как в Костомукше, где работает другая схема, не предусматривающая наличия контейнеров).
  • При реализации инициатив по обращению с отходами уделять внимание вопросам повышения экологической ответственности, воспитания детей и молодежи;
  • Создать на республиканском уровне Координационный Совет по развитию биосферных резерватов Республики Карелия с участием представителей региональной и муниципальной власти республики, а также депутатов Законодательного собрания Республики Карелия и депутатов Государственной Думы Российской Федерации в целях интеграции системы особо охраняемых природных территорий в социально — экономическое развитие республики и привлечения внимания российских и зарубежных туристов.

Участники Форума выражают надежду, что рекомендации, выработанные по результатам его работы, послужат дальнейшему развитию делового сотрудничества между Финляндией и Республикой Карелией в интересах укрепления экономического потенциала территорий.