Мир карельских деревень: путешествие в Венехъярви

Череду летних праздников северных карел завершил День деревни, который вот уже в 20-й раз прошел в деревне Суднозеро, расположенной в живописном лесном уголке древней тайги, в 15 километрах от этнографической деревни Вокнаволок. Это поселение насчитывает более 100 лет своей истории. В прежние времена в этих краях располагалось около 50 домов, в которых проживало 150 жителей. А первым здесь по преданию появился карел по имени Хоско, который спустился к озеру Венехъярви на лодке-долбленке откуда-то издалека. Он-то и стал основателем местных родов Липкиных, Лехтиненов, Лесоненов. Из рода последних происходили известные рунопевцы, заклинатели и искусные умельцы.

Сегодня представитель этого древнего карельского рода, Александр Лесонен – единственный житель старой деревни. Вместе со своей семьей вот уже на протяжении нескольких лет он возрождает родовое гнездо, развивая традиции, обряды и уклад жизни своих предков. Все, начиная с дома, в котором обитает дружная семья фермера, и заканчивая солидным подсобным хозяйством, в котором есть овцы, бараны и домашняя птица, является уникальным свидетельством культурных традиций северных карел, бережно хранимых благодарным потомком. Александр Лесонен не только продолжил дело своего отца, деда и прадеда, но и своим примером постарался доказать землякам правильность выбранного пути. Восстановив на собственные средства старую часовенку, он обрел веру в свое собственное дело, и утвердился в вере в высшие силы, способные поддержать все его начинания. Ведь не иначе как с благословления этих самых сил когда-то его далекие предки пожинали плоды своего труда, работая на кузнице, молотя выращенный в прибрежных полях хлеб, охотясь и ловя рыбу, торгуя с соседями из Финляндии (коробейные пути и потаенные тропы сохранились тут до сих пор, став местом туристических маршрутов).

Сегодня в восстановленную деревню приезжают жители из ближайших деревень, из города, и даже из заграницы насладиться первозданной красотой дикой природы, чистейшим воздухом и прозрачной озерной водой. Для них выстроены добротные гостевые дома, бани и уютные беседки: здесь можно получить полный пакет удовольствий: проживание, охота, рыбалка, уединение. Но Александр Лесонен не довольствуется только деловой частью своей деревенской жизни. На ее благополучное течение ему вполне хватает тех средств, что приносит семье предпринимательство и сельское хозяйство. Своим личным долгом он считает необходимость рассказать людям, живущим рядом о том, что волнует его самого. Голос крови зовет его поведать окружающим историю родного края, его удивительную особенность и неповторимость. Это стремление заставляет Александра Лесонена вот уже двадцать лет собирать у себя дома друзей на праздник, который всегда был в почете у его предков. В день Рождества Богородицы жители Суднозера, по древнему обычаю, приносили в жертву богам барана, которого резали в специальном месте, а затем варили в огромном котле. Угощать похлебкой созывали соседей с окрестных деревень. Сегодня этот обычай, слегка измененный, – барана по этическим соображениям покупают заранее, - используют с этой же целью; для того, чтобы собрать за общим столом многочисленных гостей из Вокнаволока, Костомукши, Финляндии. Солнечным, погожим субботним днем конца августа в деревню съехались те, для кого возможность приятно провести выходной и поддержать хозяина в его благородном намерении - дело чести. Помимо официальных лиц из Совета Костомукшского городского округа, коллег-предпринимателей, сотрудников национального парка «Калевальский», на современной территории которого расположилась деревня, журналистов местных СМИ и финских почитателей самобытного образа жизни соседей, в Суднозеро приехали обычные горожане и селяне, а также самодеятельные артисты из фольклорных коллективов. Последние устроили для всех присутствующих не просто концерт, а настоящее веселое гуляние с присущим только им национальным колоритом. Гвоздем программы стала песня-йойку в исполнении старейшей жительницы деревни Вокнаволок, 75-летней Раисы Ивановны Запрудской, одной из немногих хранительниц национального песенного творчества северных карел. Песня стала своего рода приглашением всех на предстоящий веселый и шумный праздник. И он состоялся по всем законам, намеченным устроителями, и задуманным хозяевами. Гости не только слушали народные песни, но и сами пели с участниками фольклорных коллективов и плясали в общем хороводе, закружившемся здесь, на поляне, специально оборудованной для этих целей. Веселье шло параллельно кипучей деятельности, которую по традиции развернули мужчины. Именно им полагалось в этот день принять на себя обязанности гостеприимных хозяев. Они развели костер, поставили огромные самовары, начистили картошки и принялись варить похлебку из свежей баранины. Какого-либо специального сценария у происходящего действия, несмотря на его подготовленность, не было. Все происходило от желания сделать пребывание друзей максимально комфортным, увлекательным и веселым. А потому каждый находил себе занятие самостоятельно: кто-то обошел все окрестности, любуясь природой и живописными местами, кто-то проводил время в уединении стоящей здесь же часовни, кто-то помогал в приготовлении пищи, а кто-то просто отдыхал, наслаждаясь природой и великолепной погодой. Общий сбор на обед прозвонили колокола православной часовни, и домовитые по случаю праздника мужчины, приступили к раздаче угощения. Вкусная еда - горячая похлебка с кусками баранины, и обжигающий душистый чай, сделали свое дело. Компания стала теснить круг и объединять незнакомых прежде людей, вовлекая их в интересный разговор и содержательную беседу. Все это действие продлилось несколько часов, и, безусловно, достигло своей цели. Мы, присутствующие здесь горожане, не просто стали свидетелями возрожденных обычаев и традиций местных жителей, но вплотную приблизились к пониманию всего того, к чему стремился, начиная проводить древний праздник, Александр Лесонен: к пониманию души и характера сельского жителя. Оказавшись в условиях существования на природе, он научился постигать жизнь в полном объеме, без условностей города и его ограничений. Живя в единении с природой, получая от нее все, чем она щедро делится с ним, человек невольно становится душевнее и добрее, сам стремясь поделиться этим богатством с кем-то еще. Так, по цепочке, и рождается все самое светлое и доброе, чем славились когда-то люди на селе. Вернуть прекрасные традиции старины, забытые обычаи предков, твердые устои сельских жителей и призван возрожденный праздник Деревни Суднозера, который в этом году отметил свой 20-летний юбилей. Сделать это с помощью своих многочисленных последователей по всему Северу Карелии ему удастся, если к этому благородному делу подключаться не только коренные жители республики, но и все те, кто по воле судьбы оказался в этих дивных краях.

Возвращаясь в город после проведенного в деревне дня, переполненные впечатлениями и чувствами, мы были уверены, что обязательно вернемся сюда еще и еще раз, привозя своих друзей и знакомых. Приедем в деревню для того, чтобы понять других, и понять себя.

Алла Кожевникова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter