Разъяснение законов о противодействии экстремистской деятельности

Меры по противодействию экстремистской деятельности закреплены в Российской Федерации на законодательном уровне.

Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям.

Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подрастающего поколения стойкой направленности на совершение противоправных экстремистских действий.

Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ (в том числе, по телевидению), семинаров, международных фестивалей по вопросам толерантности. В школьные программы необходимо вводить курсы по изучению культур, обычаев, традиций и религий разных народов России, более глубокому познанию их национальных особенностей. Молодежь должна быть проводником идей толерантности, укрепления межнациональных отношений.

Для профилактики экстремистской деятельности необходимо также усилить контроль государства за регистрацией и деятельностью различного рода общественных и религиозных объединений, движений, иных организаций и недопущения экстремистских проявлений в их деятельности.

Неотъемлемой частью профилактики экстремизма является также контроль со стороны соответствующих государственных органов за недопущением распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов, например националистических выступлений в прессе и по телевидению, экстремистских публикаций, фото- и видеоматериалов в Интернете и т.п.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность (как административную, так и уголовную).

Статья 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за изготовление, сбыт или приобретение, а также за пропаганду, публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Статьей 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Под массовым распространением экстремистских материалов следует понимать деятельность, направленную на ознакомление с экстремистскими материалами неограниченного круга лиц, в том числе через компьютерные сети либо иные электронные издания. Массовое распространение экстремистских материалов должно быть рассчитано на неопределенный круг потребителей.

Практика прокурорского надзора показывает, что в настоящее время распространены нарушения, связанные с отсутствием контент-фильтрации, ограничивающей доступ несовершеннолетних к электронным ресурсам, несовместимым с задачами обучения и воспитания.

Надзор за соблюдением законодательства в названной сфере является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.

Старший помощник прокурора города юрист 1 класса А.С. Марков

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter