Обелиски на бездорожье

Второй раз клуб внедорожников посвятил свой «Рейд Памяти» Дню Победы.

Клуб «Костомукша – полный привод», созданный не так давно, отличился не только своими вояжами-соревнованиями внедорожников. В прошлом году в преддверии Дня Победы у этих ребят родилась новая идея: организовывать поездки в труднодоступные районы к памятникам павшим в годы Великой Отечественной войны. Труднодоступность выражается, конечно, в отсутствии качественных дорог, особенно в начале мая, поэтому далеко не каждый рискнет вырваться в такое размыто-болотистое «сафари», чтобы возложить цветы к могиле погибшим. Нужны зов сердца и техника. А у «Полного привода» есть и то, и другое. В прошлом году ребята побывали у памятника на Важенвааре, на местах боев. В этом было принято решение взять Ребольское направление, к деревне Колвасозеро. По предварительно собранным данным получалось, что памятников в районе должно быть предостаточно. Только вот в каком они находятся состоянии? Это можно было выяснить, если проследовать маршрутом, составленным Александром Павлышом и Максимом Шатовым.

Ранним утром 7 мая караван из восьми внедорожников выехал из Костомукши с постоянного места своих стартов – улицы Парковая.  Конечно, организаторы – Анна и Валерий Корневы - волновались, поскольку из опытных и бывалых вояжеров в этом походе участвовало лишь четверо. Остальные 21 человек – новички, записавшиеся в клуб месяц-два назад. А ведь любой поход, будь он на день или три дня – это всегда проверка на прочность не только машин, но и людей…

Первым местом стало Кимасозеро. Первая встреченная участниками Рейда жительница деревни Валентина Петровна, бывший библиотекарь и пенсионер, быстро сориентировала ребят на местности. Три памятника посетили они, два из которых относятся к боям 1922 года: памятник расстрелянному белофиннами Марку Гурьеву и знак в память о разгроме здесь ставки белофинской армии отрядом Тойво Антикайнена. К третьей стеле надо было добираться в обход озера. Братская могила, неизвестно, сколько захоронено, какие имена. Надпись гласила: «Воинам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины 1941-1945 г.».

Следующим пунктом, где есть еще три памятника, была Муезерка. Один из них воинам 32 Ленинградского партизанского отряда – рабочим Ижорского завода, ГОМЗА, студентам ЛИИВТа . А вот еще - памятник «Неизвестному советскому летчику, пилотировавшему истребитель американского производства «Китти-Хаун», погибшему в феврале 1943 г.».

Примечательностью следующего пункта – деревни Емельяновка, – стали строящиеся коттеджи москвичей и всего одна прописанная в этих местах бабуля. Специфично и впечатление от Ребол: разрушенный, как после бомбежки, бывший военный городок, в котором еще лет десять назад благополучно жили люди. В самом поселке, когда-то насчитывавшем тысяч пять жителей, сегодня проживает около тысячи. И все – на одном дизель-генераторе, как поведали нашим путешественникам ребольцы. Здесь, можно сказать, целый памятный  комплекс, довольно-таки ухоженный.  Однако среди нескольких могил с фамилиями явно выделяется один знак, выполненный по-особому: на памятнике – винт самолета, есть даже фото троих погибших летчиков. Только вот какие у них имена?...

Конечная точка этого напряженного дня - Колвасозеро. Деревня, в которой никто не живет, заброшенные дома и…спутниковый таксофон на столбе. Откуда он там взялся,  для чего, если в  округе 10 км не наблюдается ни одной живой души? Общую картину заброшенности дополнил кошмарный вид разгромленного памятника павшим. Теперь только по архивной фотографии  можно увидеть, что когда-то это был ансамбль «женщина с венком» - над братской могилой.

В обратном направлении выдвинулись утром 8 мая – к стелам в районе Тикши и поселка Ледмозеро, где в братской могиле похоронены 14 неизвестных солдат 27 мотострелковой дивизии. А всего этот «Рейд памяти» охватил около 12-ти точек, будь то комплексы или отдельные одинокие памятники в честь наших погибших воинов. Венки и цветы от ОАО «Карельский окатыш», от местной администрации города, клуба внедорожников легли к подножиям, так были переданы от всех костомукшан уважение, благодарность и низкий поклон  павшим воинам в наших карельских краях в годы Великой Отечественной. 

Утром 9 мая внедорожники вернулись домой в Костомукшу. Позади около 600 км трассы, лесовозных дорог  и множество впечатлений. А впечатлений уж точно хватит до следующего Дня Великой Победы.

Екатерина Харченко, "Новости Костомукши"

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter