Аутизм – не приговор

В прошлый четверг, 14 декабря, в Костомукше состоялся круглый стол, посвященный воспитанию и обучению детей с аутизмом. Послушать серьезную тему пришли специалисты образовательной сферы, социальные работники, психологи, а также родители.

Участники круглого стола

Подпись к фото: Участники круглого стола

Волонтеры Союза «Дорога» Наталья Никулина и Елена Филимонкова из Петрозаводска рассказали  слушателям  об эффективных методиках помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Первая часть круглого стола была посвящена внедрению методик, разработанных специалистами американского летнего лагеря для детей с аутизмом. Волонтеры прошли стажировку в этом лагере в рамках проекта «Лето со смыслом» Фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Петрозаводчанам удалось освоить методы коррекции, применяемые американскими педагогами, и организовать в августе 2017 года свой лагерь для детей с аутизмом.

Наталья Никулина – профессиональный педагог, ведет в Детско-юношеском центре студию для детей с этим диагнозом, а еще она мама ребенка с аутизмом и не понаслышке знает, как тяжело приходится этим особенным детям. Коррекция – процесс долгий, трудный. Родителям тяжело не только  физически, но и психологически. Лекция, наполненная примерами из жизни Натальи и её сына Степана, позволила понять и увидеть, как можно помочь таким ребятишкам. Восемь зарубежных стратегий поддержки нашли невероятный отклик у родителей и педагогов.

Что же это за стратегии? Они называются «создание рутин», «визуальная поддержка», «структурированная среда», «функциональная коммуникация», «успокаивающие ощущения», «подкрепление действий», «частичное участие», «время на понимание». А если применять и в жизни обычных детей, то можно уменьшить количество конфликтных ситуаций в семье.

Специалист-дефектолог Елена Филимонкова рассказала об основах методики АВА-терапии и об опыте ее применения. Поведенческая коррекция у детей с аутизмом очень важна. Главная задача – помочь ребенку адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.  Подробно разобрав стратегии, Елена отметила, что чем раньше начаты курсы терапии, тем более заметными будут результаты. Это дает возможность последовательно развивать ребенка, повышать его мотивацию, интегрировать в общество.

У этой системы есть плюсы и минусы, – отмечает Елена. – Несомненно, терапия помогает проводить эффективную коррекцию у ребенка. Правда, если отсутствует закрепление полученных знаний у родителей, то результата не будет.

В обучении педагогам также помогают и методические пособия. Коммуникативные книги значительно облегчают жизнь самому ребенку с аутизмом, с их помощью он может общаться с окружающим миром. Многие дети испытывают трудности в речевом общении.

Тогда на помощь приходят коммуникативные книги и карточки. На базе ДЮЦ организовано производство таких средств альтернативного общения, а также визуальные расписания и другие пособия.

Карточки позволяют ребятам изучать окружающий мир, выражать свои мысли и желания. Сейчас они востребованы. Костомукшане тоже выразили желание приобрести пособия для городских образовательных учреждений.

В рамках семинара было задано много вопросов о том, как обучаются дети с аутизмом в городских школах и детских садах, какие сложности возникают у этих особенных ребят в жизни, педагогов заинтересовало и привлечение волонтеров. Пришли к выводу, что в этом направлении надо двигаться сообща. Прозвучали идеи организации совместных с Петрозаводском спортивных и волонтерских мероприятий.

Александра Тумаш, фото автора

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter