XXIV фестиваль камерного искусства

Терем образов и миров

Пять удивительных вечеров подарили Костомукше музыкальные гости, уникальные - каждый в своем роде.
Гвоздь программы – наши любимчики «Терем-квартет» - пребывали у нас в ознаменование своего 25-летия. Юбилей получился празднично-рабочий: практически каждый вечер они от души показывали части своих программ, причем, в расширенном составе – со своими не менее великолепными друзьями. Так этот XXIV фестиваль камерного искусства превратился, пожалуй, в один большой распрекрасный Терем, в котором воссоединились различные музыкальные миры, созвучия и образы.

Родники
По доброй традиции действо началось в Православном Храме Покрова Пресвятой Богородицы, с напутствием Настоятеля Отца Никодима. И начался концерт, в который то и дело «встраивались» горячие аплодисменты прихожан – пел квартет Праздничного хора Александро-Невской Лавры под руководством Заслуженного работника культуры РФ Владимира Рязанова. В программе «По страницам истории Государства Российского – от Петра до наших дней» вокалисты представили все жанры, существовавшие столетия в России – молитвы, гимны Российский, полковые, народные песни, романсы, патриотические песни царской армии и наших дней. Поражало не только звучание, но и молодость исполнителей при этом, она явно играла в их пользу.

- Вот эти наши вокалисты, выпускники Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова – можно сказать, молодые профессора, - прокомментировал Владимир Рязанов после концерта. - Хоть сейчас их можно отправлять в любую часть России преподавать пение, дирижирование. Они берут ноты, и сразу могут спеть все! Санкт-Петербург – это сильная школа, считаю, лучшая в мире. Я вообще люблю русскую музыку. Просто лучше представителей нашего народа ее никто никогда не споет и не почувствует.
«Озера Лебедя» - так назывался следующий коллектив, на концерт которого устремилась публика. Три девушки в белом, изгибы рук, бубен, - было во всем этом что-то завораживающее. Иное мировоззрение, современное исполнение северной фолк-музыки маленького народа – вепсов. Эти гости из Петрозаводска покорили зал, став открытием для костомукшан, и теперь мы в большей степени будем следить за их творчеством.
Бутман: до седьмого пота

Джазовое наполнение фестиваля было настолько потрясающим, что казалось: все - Бутман останется здесь жить. Ну разве можно так играть на саксофоне? В смысле, с такой огромной самоотдачей, высокой техникой, виртуозностью и без перерыва два с половиной часа. Квартет Игоря Бутмана, объездивший с гастролями весь мир, побывал и в Костомукше. Это, конечно, уникальное для нас событие, уникальные музыканты-виртуозы. Сольные «вкрапления» каждого в композициях награждались бурными овациями, особенным шквалом был отмечен барабанщик Эдуард Зизак. В конце концерта зал взревел, не желая отпускать лучший джазовый коллектив страны…

А за несколько часов до этого Игорь Бутман, член партии «Единая Россия», провел встречу с общественностью нашего города: согласно задумке «Народного фронта» идет сбор предложений, идей, вопросов, проблем регионов. Как можно что-то улучшить в стране?
- Вы помните замечательный фильм «Собачье сердце»? – ответил Игорь Бутман «НК». - Разруха где? В головах. Вот это надо изменить в первую очередь. Я один ничего не исправлю, а если всем вместе взяться, от самого простого – мусор убрать. Тем не менее, какие-то «вещи» должны быть изменены законодательно. В инициативах культура не должна быть забыта за какими-то другими делами, мы должны напомнить, что мы есть, что мы существуем. Все же жалуются на ЖКХ сначала, на маленькую пенсию, а про культуру все молчат. А это самое важное. Когда была война, солдаты с музыкой шли в бой, получается, без этого никак нельзя. И мы, музыканты, должны дать часть обществу. Ничего пафосного тут нет. Я записал предложения костомукшан, если что-то получится, я буду спокоен, что я все-таки чем-то помог.
По результатам встречи с костомукшанами, например, предстоит проработка темы о придании статуса академии талантливых детей (проходит во вовремя фестиваля), и школы искусств – для музыкальной и художественной школ.

«Голос, который можно потрогать»

У этого артиста, когда он разговаривает, есть какой-то небольшой акцент, даже трудно понять, какой именно. А поет он на многих языках.

- Я и разговариваю, и пишу свободно на 4 языках – английском, немецком, итальянском и французском. Когда-то понял, что именно так и надо. Нельзя петь на языке, который ты не знаешь. Сейчас я - на коне, могу пересечь любую границу, говорить на любом языке, мне очень приятно общаться с простыми людьми, я обожаю простых людей больше, чем каких-то напыщенных «пузырей», - пояснил он в интервью для «НК».
Этот артист сейчас носит звание Народного, когда он был студентом консерватории, у него была Ленинская стипендия, хотя он вовсю пропускал занятия. В школе был сорванцом и никогда не учился на «5», "но я всегда был артистом", - поясняет он. Его, студента 4 курса, пригласили в Мариинский театр и сразу дали главные партии. Кроме того, он стал одним из первых, кто начал петь оперы на языке оригинала. Те, кто имел счастье попасть на завершающий концерт фестиваля, возможно, уже догадались, о ком идет речь – конечно, о Василии Герелло. Фамилия – от прадеда, который был неаполитанцем. А его потомок Василий, уроженец города Черновцы, стал одним из лучших баритонов-итальянцев в мире. Поет Верди, почти весь итальянский репертуар, нас очаровал и русскими, украинскими напевами. Один из его учителей – знаменитый итальянский баритон Джино Беки, среди его именитых друзей – и Владимир Атлантов.
- Когда я пел в Вене, Владимир мне говорит: «Васька, за что я тебя люблю - твой голос можно потрогать». И это великий Атлантов! Конечно, знаю Образцову, Господи, пел с Доминго, с Паваротти… А сегодня с таким удовольствием, не спавши, сразу после своего концерта, сел и приехал сюда! – смеется Василий. За сутки он умудрился пересечь границу раза четыре, сам сидел за рулем, ехал с женой без водителя. Немного заблудился в районе Сортавалы, заезжая в Финляндию и обратно, и прибыл к нам… за полчаса до своего концерта!
- А я все время звонил, предупреждал, что все равно приеду. Когда хочешь – всегда можешь, когда не хочешь – всегда есть причины.
У него множество контрактов – на крупнейших оперных сценах мира Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден. А заветная мечта – проехать с гастролями по всей матушке-России. Он доволен своей семьей, ему – 39 лет и считает, что «для певца возраст не страшен: голос, как вино, должен выстояться». Он никогда не позволяет себе петь вполголоса, «я должен петь в полный голос, не надо себя жалеть, если мужчина себя жалеет, он - с другого профсоюза». В ближайших планах – петь в Италии, концерт будет на площади.
- А там народу – 30 тысяч! Ужас, я стал уличным певцом! – Василий Герелло все время шутит и очень легко и непринужденно общается. Костомукшанам он пожелал здоровья и чтобы «жили с Богом в душе». Огонь своей души он, такой эмоциональный и «ужасно» талантливый, передал на своем совместном концерте с «Терем-квартетом». И это – их не последняя встреча.

…А еще собирают грибы и рисуют!

Толчком к образованию «Терем-квартета» послужил... Ленинский субботник.

Было это в 1986-ом, студентам консерватории предложили либо играть концерт, либо мыть классы. Эта четверка отправилась делать концерт, с того «сыгранного» момента они стали почти неразлучны. Вот интересно, что было бы, если бы они отправились мыть классы? Музыкальный мир мог лишиться уникального явления под названием «Терем-квартет»?! Гастроли, поездки, выступления на крупнейших площадках, благотворительность, сотрудничество. Изобретательность квартета, как и их репертуар, стали безграничными. Инициатива и творчество ширятся до создания собственных проектов. Для одаренных детей – конкурс «ТеремОК». Для ансамблей – турнир «Терем Кроссовер» - это любое музыкальное прочтение, без ограничений и правил, потому проект назван «Кроссовер», то есть «внедорожник». Части этих пластов из программ квартета костомукшане смогли увидеть и в очередной раз приятно удивиться. По завершению последнего концерта ребята собрались так же, как и приехали – своим ходом, на машинах, уезжать из Костомукши. На прощание мы немного пообщались с Андреем Смирновым (баян). Здесь, в Костомукше выступления шли без предварительных репетиций.
- С солистами Диевым, Муржа, Андриановым мы играли в таком составе в первый раз и без репетиций, - рассказал Андрей. – Игорь Бутман никогда перед концертом не репетирует, был случай как-то, он вообще пришел за 2 минуты перед концертом, и прошло все отлично! Здесь, в нашем совместном выступлении, ему нужно было подстраиваться под нашу композицию, и он это сделал тоже сразу, без репетиций, такой вот мастер! С чем можно было сравнить по энергетическим затратам этот концерт? С хоккейным матчем Россия-Канада…

Участники «Терем-квартета» любят посещать святые места, православные монастыри, увлекаются глубинной русской историей.
- Нас трогает подвиг человеческого духа, отказ от лоска. У нас ведь много российских героев, которые отдают сердце и душу и не требуют ничего взамен, - прокомментировал Андрей. Они успевают даже уделить время хобби: Андрей любит собирать грибы, Михаил (контрабас) – рисует отлично (масло и акварель), Алексей Барщев (самый молодой участник) увлекся компьютерами, Андрей Константинов – мировоззренческой публицистикой…

Здесь на их концертах не выдерживали струны, от вибрации слегка пострадал саксофон Бутмана, но он продолжил выступление. Каждый раз – от всей души. Апогей празднования 25-летия «Терем-квартета» будет в ноябре. А нам остается еще год ждать своего праздничного дня – 25-летия Фестиваля камерного искусства.

Екатерина Харченко

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter