Избирательное право в Российской Федерации

1. Принципы проведения выборов в РФ.

2. Система выборов: федеральные, региональные, местные.

3. Система избирательных комиссий: ЦИК РФ, ЦИК Карелии, ТИКи, УИКи.

4. Избирательное право: активное, пассивное. Ограничение избирательных прав: кто не может голосовать, кто не может выдвигаться по закону в качестве кандидата.

5. Процедура голосования в помещении для голосования, вне помещения, досрочное голосование.

6. Порядок подсчета голосов: какие бюллетени признаются недействительными, какой кандидат признается победившим на выборах.

7. Кто и как может наблюдать за выборами: наблюдатели, их права и ограничения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, выборы в нашей стране проводятся на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право участвовать в выборах и референдумах возникает по достижению 18-летнего возраста, то есть совершеннолетия.

Всеобщее избирательное право означает, что каждый гражданин России может избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также принимать участие в референдумах. Такое право гражданин осуществляет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Законодательство устанавливает несколько категорий граждан, которые не могут избирать и быть избранными, то есть осуществлять свои избирательные права. Это граждане, признанные судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства.

Равное избирательное право состоит в том, что каждый взрослый гражданин имеет реальную возможность осуществлять на равной основе с другими гражданами свое право голосовать, при чем его голос имеет такой же вес, как и голос другого избирателя. Равное избирательное право означает, что независимо от положения, занимаемого гражданами в обществе, их голоса одинаковы.

Прямое избирательное право означает, что за кандидата избиратель голосует непосредственно сам, без вмешательства какого-либо органа или какой-либо коллегии выборщиков. Передоверить свое право голоса нельзя никому, даже самому близкому человеку.

Тайное голосование – это условие свободного волеизъявления граждан. Право граждан на тайну голосования является абсолютным и не может быть ни коим образом или чем-то ограничено. Ни один избиратель не может быть принужден ни судом, ни как-то иначе объявить, как он голосовал или как он намерен голосовать. Тайное голосование – это надежная гарантия свободы выбора сообразно своему внутреннему убеждению. Ни кто не имеет права контролировать выбор избирателя.

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президенты Российской Федерации», региональное законодательство ( у нас – Законы Карелии: О выборах депутатов ЗС РК, О муниципальных выборах в РК, О выборах Главы РК,) , а также Уставы муниципальных образований.

Система выборов:

На федеральном уровне, то есть на уровне всего российского государства, мы выбираем главу Российской Федерации – Президента и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

На региональном уровне мы выбираем депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия и Главу Республики Карелия.

Муниципальные выборы: депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований.

При проведении выборов в Российской федерации используются следующие виды избирательных систем:

1.Мажоритарная система: Избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают.

Разновидности мажоритарной системы: Система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов.

Система абсолютного большинства – кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. Пример – выборы Президента РФ.

2.Пропорциональная система. Каждая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Устанавливается минимальный процент голосов, который должен собрать партийный список для того, чтобы быть допущенным к распределению мандатов. К примеру, при выборах депутатов Государственной Думы РФ такой минимум составляет 5 %.

3. Смешанная система: часть депутатских мандатов распределяется по мажоритарной системе, вторая часть – по пропорциональной. Пример – выборы депутатов Государственной Думы РФ, выборы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьями 84 и 96) Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Проведение выборов депутатов Государственной Думы является обязательным. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва – так, выборы депутатов Государственной Думы состоятся 4 декабря 2016 года.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В том случае, если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Государственная Дума – это государственный орган, который разрабатывает и принимает законы, обязательные для исполнения на всей территории России (федеральные конституционные законы и федеральные законы).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума является нижней палатой российского парламента – Федерального Собрания. Верхняя палата Федерального Собрания называется Советом Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г) назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента от должности;

д) назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации;

е) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

ж) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По важным вопросам государственной жизни Государственная Дума и Совет Федерации образуют комитеты и комиссии.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Но самая главная ее функция – это разработка и принятие федеральных законов.

В течение пяти дней после принятия внесенного в Думу законопроекта он передается на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты российского парламента.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, на что ему дается четырнадцать дней.

Если Президент за это время отклонит поступивший закон (это называется правом вето), то парламент обязан вновь рассмотреть его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее чем в две трети голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом в течение семи дней. В таких случаях говорят, что президентское вето преодолено.

На предстоящих в 2016 году выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва будет действовать смешанная избирательная система: один Федеральный округ и 225 одномандатных. Перед выборами страна поделится на 225 избирательных округов, и от каждого одномандатного округа будет избираться один депутат. Вторая половина депутатов будет избираться по федеральному округу по спискам, выдвигаемым политическими партиями.

Теперь, чтобы пройти в Государственную Думу, партия должна получить поддержку как минимум пяти процентов избирателей, участвующих в голосовании.

Участвовать в распределении депутатских мандатов (то есть мест в парламенте) на предстоящих выборах должны как минимум два федеральных списка кандидатов. Если случится, что только одна партия наберет пять и более процентов голосов избирателей, к распределению мандатов будет допускаться также и партия, идущая следом за победителем.

На выборах в Российской Федерации не устанавливается минимальный порог явки. Порог явки означал, что если на выборы не приходит определенное число избирателей (в 2003 году на выборах в Государственную Думу порог явки составлял 25 процентов избирателей), то выборы признаются несостоявшимися и голоса пришедших избирателей вообще не учитываются.

Подготовку и проведение выборов, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) территориальные избирательные комиссии и

4) участковые избирательные комиссии.

Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

В соответствии с Законом Республики Карелия «О Центральной избирательной комиссии Республики Карелия» выборы на территории Республики Карелия организует и проводит Центральная избирательная комиссия Республики Карелия (далее – ЦИК РК). В районах Карелии образованы и действуют 19 территориальных избирательных комиссий. Нижестоящими по отношению к территориальным являются участковые избирательные комиссии, число которых в Карелии насчитывается 515.

Численность избирателей, зарегистрированных на территории Республики Карелия по состоянию на 1 января 2015 года составляет 542 345 человек.

Вся система избирательных комиссий не зависима от государственной власти.

Важно отметить, что партии и организаторы выборов заинтересованы в их прозрачности и честности, идет борьба за высокую явку избирателей, хотя по закону выборы будут считаться состоявшимися при любой явке.

Федеральным законодательством закреплено право каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, каждого кандидата, выдвинутого по конкретному округу, назначить своих наблюдателей на выборы.

Возможно присутствие на выборах международных наблюдателей, представителей СМИ.

Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Политическая партия может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Однако одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии не допускается. Установление ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за голосованием, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

Наблюдатель вправе осуществлять следующие действия:

1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

5) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

6) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

В то же время наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей.

В присутствии наблюдателей и всех членов участковой избирательной комиссии, среди которых представители партий с совещательным голосом открыто и гласно проходит процедура проверки бюллетеней и подсчета голосов.

В соответствии с федеральным законодательством на выборах вправе участвовать иностранные (международные) наблюдатели. Они получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию при наличии приглашения, которые могут быть направлены Президентом, палатами Федерального Собрания, Правительством, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.

Иностранный (международный) наблюдатель получает в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации специальное удостоверение, которое дает наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период избирательной кампании.

Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.

Иностранный наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

Решение об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования. Законом устанавливается восемь контрольных математических соотношений, которым должны соответствовать цифры протокола. Кроме того, данные протокола, копия которого обязательно вывешивается на избирательном участке, можно сравнить с информацией в Интернете.

Все это важно в связи с тем, что за нарушения избирательного законодательства, в том числе связанные с фальсификацией результатов выборов, установлена строгая уголовная ответственность.

Право участвовать в выборах – конституционное право каждого гражданина Российской Федерации выбирать тех, кто управляет нашей страной. Успех на выборах, дальнейший курс политического развития нашей страны будет исключительно зависеть от нашего с вами выбора.

Чтобы осуществить свое избирательное право и выразить свое волеизъявление, в день выборов депутатов с 8 до 20.00 часов вам, кому исполнилось 18 лет, надо прийти в самую ближайшую от Вашего дома участковую избирательную комиссию, взяв с собой паспорт. По общему правилу, ваша фамилия там уже должна значиться в списках избирателей, и тогда проблем не будет: вы предъявляете паспорт и голосуете в специальной кабине для голосования. Если же по каким-либо причинам вас в списках не окажется – обратитесь к председателю участковой избирательной комиссии и ваша фамилия будет внесена в список избирателей и вам обязательно выдадут бюллетень для голосования. Единственное условие – вы должны быть зарегистрированы по месту жительства.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x
Национальные проекты
Закажите своё мероприятие в Международном Баренц Бизнес-центре!
Официальное печатное издание города
Приглашаем посетить кинотеатр!
Как заявить о парковке на газонах?
Для инвестора